Весенняя сессия KyrSEFF: Как построить самый бюджетный вариант теплицы?
Март 1, 2019
Представители EC и ЕБРР посетили успешные проекты KyrSEFF
Апрель 8, 2019

14 и 19 марта в городах Бишкек и Ош прошла Весенняя Сессия KyrSEFF на тему: «Как построить самый бюджетный вариант теплицы?» в формате семинара с посещением четырех тепличных хозяйств в Чуйской и Ошкой областях. Во время проведения мероприятий специалисты и участники обсудили важные темы отрасли и поделились своим опытом. 

ОБЗОР РЫНКА КЫРГЫЗСТАНА

Развитие тепличного бизнеса в Кыргызстане в последние три-пять лет переживало подъем.  Цифры говорят сами за себя. На март 2019 года по данным министерства сельского хозяйства КР, в Кыргызстане насчитывалось 2451 тепличных хозяйств на общей площади 175 га, что больше по сравнению с 2016 годом на 1775 теплиц и 110 га занимаемой площади. Таким образом за три года занимаемая площадь теплиц в Кыргызстане выросла почти в три раза.

В Чуйской области на сегодняшний день работают 205 теплиц на общей площади 45 гектаров земли.  Об этом во время мероприятия сообщил первый заместитель полномочного представителя ПКР в Чуйской области Элкинбек Аширбаев.

Рис. 1. Сравнение данных тепличного сектора 2016 и 2019 гг.

Резкий рост интереса и количества тепличных хозяйств обусловлено с тем, что с каждым годом спрос на свежие овощи и зелень в период межсезонья в Кыргызстане увеличивается, а также предпринимателей привлекает возможностью выхода на экспорт.

Однако, несмотря на увеличение количества теплиц спрос на тепличную продукцию на рынке превышает предложение. Анализируя сектор Тилека Токтогазиев, председатель ОЮЛ «Ассоциации теплиц Кыргызстана», сообщил, что в Кыргызстане слабо развито тепличное производство, из-за этого местные производители не могут обеспечить рынок овощами вне сезона. На сегодняшний день 88% тепличной продукции на рынок завозится из Китая, Таджикистана и Узбекистана.

Рис. 2. Рынок овощей КР в зимний период

— Овощи к нам привозят отовсюду, поставщики и реализаторы сбивают цену на рынках. Сложно конкурировать с импортной продукцией, — жалуется Мурат Артыков, один из первопроходцев парникового предпринимательства в республике. — За счет того, что Узбекистан расположен южнее, свой газ и там больше солнечных дней, себестоимость продукции выходит ниже кыргызской. К тому же узбекистанцы могут выращивать зимой овощи и в парниковых теплицах, в отличие от кыргызских аграриев.

По мнению Мурата Артыкова, чтобы защитить местных производителей, государству следует ввести пошлину на ввозимый товар и снизить налоговое бремя на несколько лет. За это время тепличники встанут крепко на ноги.

Основное производство теплиц приходится на томаты и огурцы. Однако, Мамазаирова Гулипа, шеф-повара группы “Алтын Казына”, отметила, что ресторанному и гостиничному бизнесу необходима разнообразие овощей и зелени, спрос на которую местные производители на сегодняшний день не покрывают.

— В зимнее время, к примеру, мы заказываем с Израиля цветную капусту, брокколи, кабачки, брюссельская капусту, шпинат, фризе, лолоруссо и другие. Минусы импортной продукции дороговизна, долгое ожидание и зачастую продукция не отвечает параметрам качества. Мы бы, конечно, были рады сотрудничать с местными производителями, — отметила Мамазаирова Гулипа.

ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ЦЕН ЗИМОЙ

Относительно высокая цена на продукцию, особенно в зимний период, позволяет производителям рассчитывать на хорошую окупаемость проектов. На рис.4 представлено изменение цен на огурцы в межсезонье 2016 года.

Рис. 3. Средние оптовые цены на огурцы за 1 кг по г.Бишкек, 2016 (ист. Ассоциация теплиц Кыргызстана)

В то же время остается ряд нерешенных проблем: отсутствие надлежащих кадров, трудозатратность производства и высокая стоимость затрат на отопление.

Во время Весенней Сесcии KyrSEFF особое внимание было уделено проблеме энергообеспечения тепличных комплексов и поддержания температурного режима, поскольку резкие похолодания или непредвиденные отключения электричества грозят полной потерей урожая.  Так, остаться в прибыли, поддерживая температуру до необходимых +24…+25 градусов, в то время как за стенкой теплицы температура составляет -20 и возможно только в высокоэффективных теплицах.

Обычная теплица ежегодно тратит 75% потребляемой энергии на отопление, 15% на электричество и 10% на оборудование. Тому подтверждение опыт участника мероприятия Мирлана Ракишефа, жителя села Кой-Таш.

— Тепличным бизнесом занимаюсь уже два года. В основном выращиваю огурцы. В прошлом году получил 10 тонн урожая и выручил 1 млн. сомов дохода. Больше половины полученных средств потратил на отопление, — рассказывает предприниматель.

По словам Нурзат Абдырасуловой, национального менеджера Программы KyrSEFF, тепличный сектор обладает большим спектром возможностей для повышения ресурсоэффективности и внедрения возобновляемых источников, которые могут быть реализованы в фермерских и производственных помещениях.

— Своевременный переход и развитие бизнеса в ресурсоэффективном направлении с использованием “зеленых” технологий может внести значимый вклад в развитие экономики, снизить выбросы углекислого газа и способствовать адаптации бизнеса к изменению климата с параллельным улучшением социально-экономической ситуации,- отметила Нурзат Абдырасулова.

ПОДДЕРЖКА ЕБРР И ЕС ТЕПЛИЧНОГО БИЗНЕСА КЫРГЫЗСТАНА

Известно, что внедрение современных технологий в целях развития бизнеса требуют дополнительных инвестиций. Именно поэтому во время мероприятия для предпринимателей были представлены выгодные финансовые механизмы по линии программы KyrSEFF Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР) с грантовой составляющей от Европейского Союза (ЕС), которой успешно воспользовались более 1800 клиентов со всех областей Кыргызстана. Надо отметить, что 142 проекта представители бизнес сектора.

-Программа KyrSEFF оказывает поддержку в реализации широкого спектра решений по сбережению воды и энергии в тепличном бизнесе. С 2013 года в рамках KyrSEFF профинансировано 22 проекта в сфере агропродовольствия, 15% от общей выданной суммы. Это порядка 5,5 млн. долларов США. Реализованные проекты в сфере овощехранения, теплиц, орошение садов и обновления технологических линий повысили качество, конкурентоспобность и устойчивость бизнеса, — отметила Нурзат Абдырасулова.

Поддерживаемые ресурсосберегающие решения KyrSEFF варьируются от стандартных до сверхэффективных систем отопления, охлаждения и водоснабжения:

  • Утепление и термоодеяло, которые могут обеспечить 20%-50% энергосбережения;
  • Отопление и поддержка микроклимата теплицы;
  • Освещение;
  • Термоизоляция фундамента и боковых экранов;
  • Водосберегающие системы орошения;
  • Фотоэлектрические панели;
  • Теплообменник и контроль вентилирования теплицы;
  • Капельное орошение любых площадей;
  • Подъем воды без энергозатрат (гидротаран)
  • Другие процессы – сбор и хранение урожая

 ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМ В СЕКТОРЕ И ИХ ВОЗМОЖНЫХ РЕШЕНИЙ

В Весенней Сессии KyrSEFF приняли участие представители государственных структур, международных организаций, партнерских-банков, медиа, владельцы теплиц и те, кто хотел бы построить теплицу (всего более 160 человек).

В первой части семинара докладчики затронули множество полезных тем по:

  • финансам «Возможности финансирования ресурсоэффективности в сельском хозяйстве», «Продукты кредитования для юридических и физических лиц в рамках KyrSEFF»,
  • технологиям «Особенности ведения тепличного бизнеса в КР»,
  • маркетингу “Маркетинговая прокачка тепличной продукции”, “По каким критериям выбирают растения, выращенные в теплицах для кафе и ресторанов?”, “Как создать хорошую упаковку и ее лучшие примеры”.

У участников возникло много профессиональных дискуссий на самые разнообразные темы: Как получить реальную финансовую помощь? Как повысить эффективность энергоснабжения тепличных комплексов? Какие овощи и растения необходимы ресторанному бизнесу? Какова эффективность использования поликарбоната в качестве основного материала для покрытия?

Рис. 4. Участники Весеннней Сессии посетили действующие теплицы

Поиск ответов на эти и многие другие практические вопросы прошел в атмосфере живого, заинтересованного и конструктивного общения. После презентаций по программе участники посетили две успешные теплицы.

Также участники и спикеры озвучил ряд проблем, с которыми сталкиваются отечественные тепличники:

  • Высокая цена готовые теплицы и ресурсосберегающие технологии;
  • Отсутствие защиты местного производителя;
  • Недостаток специалистов. Новые технологии, по которым работают современные теплицы, требуют соответствующих кадров. Отсутствие специалистов и их ошибки приводят к многомиллионным убыткам;
  • Отсутствие анализа и прогноза рынка. Слабые знания и информированность фермеров, какую культуру следует выращивать приводит к перенасыщенности одного вида тепличной культуры, снижению цен на рынке и в итоге к риску банкротства;
  • Не разработаны механизмы по финансированию сектора на льготных условиях.

Исходя из сказанного выше, для решения перечисленных проблем рекомендуется следующее:

  • Ввести пошлины на привозной товар, а также исключить возможность ввоза контрабандной продукции или по «серым» схемам;
  • Создание единой информационной платформы для фермеров с мониторингом спроса и высаживаемых культур;
  • Систематическое обучение фермеров передовым технологиям и методам выращивания тепличных культур;
  • Создание единого логистического центра для обеспечения требования по объему для мелких и средних теплиц;
  • Разработка финансовых механизмов по стимулированию развития тепличного сектора.

НАПОСЛЕДОК: МИРОВОЙ ОПЫТ

Лидерами тепличного бизнеса и первопроходцами в плане внедрения инноваций можно считать Нидерланды, которые вывели его на качественно новый уровень. Маленькие и густонаселенные Нидерланды не имеют традиционных источников для крупномасштабной агрокультуры, но благодаря инновационной сельскохозяйственной практике, стали вторым по величине экспортером продовольствия в мире по совокупной стоимости. Их превосходят только США, обладающие в 270 раз большей площадью.

С 2000 года голландские фермеры резко сократили зависимость от воды для основных культур, а также существенно сократили использование химических пестицидов и антибиотиков. Большая часть связанных с этих исследований проводятся в университете Вагенин и научно-исследовательском центрах (WUR), который по праву считается ведущим в мире сельскохозяйственным исследовательским учреждением.

Рис.5. Сельскохозяйственные теплицы в регионе Вестленд, где 80% обрабатываемых земель находятся под стеклом.

Интересный пример Германии, где большинство теплиц (43% или 1,6 тыс. га) построены в 1980-е годы, но несмотря на это были успешно модернизированы по последнему слову техники. Возведенные с нуля комплексы после 2000 года занимают всего 10% от общего производства страны. Примечательно, что большинство (48%) теплиц принадлежат малому бизнесу и фермерам-единоличникам (до 1000 м2), и только небольшая доля (13%) — крупным предприятиям (до 5000 м2). Более того, спрос на тепличные овощи в Германии в последнее время настолько вырос, что Федеральное министерство сельского хозяйства даже разработало стратегию развития растениеводства, приоритетным направлением которой стал именно тепличный бизнес.

В Турции теплицы занимают 26 тыс. га, в Израиле – 42 тыс. га. в Испании – 52 тыс. га.

Рис. 6. Сравнение площади теплиц разных стран и Кыргызстана. Ист. Ассоциация теплиц Кыргызстана

В соседнем Казахстане в одной только Южно-Казахстанской области теплицы занимают площадь более 1350 га.  Катализатором развития тепличного бизнеса в Казахстане стала разработанная госпрограмма по инвестсубсидиям.  Механизм таков: если предприниматель построит промышленную теплицу, государство возвращает 30% вложений. Помимо инвестсубсидий на строительство теплиц, аграрии могут рассчитывать на возмещение расходов на удобрения.

Стоит отметить, что есть и негативный опыт развития тепличного бизнеса, в частности в Мексике. Предоставление государственных грантов и открытие численных программ поддержки производителей привело к значительному увеличению доли производителей овощей закрытого грунта.

Многие аграрии стали заниматься тепличным бизнесом без особых навыков и знаний технологии выращивания. В результате в стране образовался огромный кластер теплиц (до 15 тыс. га в 2011 году), при этом большинство производителей были вынуждены закрывать их, а бизнес обанкрочивался. Поэтому хаотичная поддержка государства без какого-либо централизованного плана развития также не показала результата, в особенности на фоне отсутствия обучающих программ.

Если вы также желаете воспользоваться возможностями KyrSEFF, то можете обратиться за консультацией в любой филиал банков-партнеров или позвонить по тел.: +996 312 90 17.